ПРЕДЫСТОРИЯ

Если вы вдруг зададитесь неуместными философскими вопросами и спросите первого попавшегося прохожего о том, почему ни в одной библиотеке нет книг, хранящих в себе историю старых времён — ещё до того, как земля, по которой вы ходите, взмыла в воздух — то вас, скорее всего, сочтут блаженным или чего хуже — сразу донесут на вас Судьям.

Каждый ребёнок знает о том, что в час Исхода, когда мир внизу был очищен Вещим, предкам ныне живущих было позволено взойти на эту землю, чтобы род человеческий был продолжен. Люди обязаны жизнью божественной воле: дважды за всё время своего существования. Чтобы история не повторилась и род человеческий очистился от прежних грехов, каждый человек отказался от своей памяти и вверил её Вещему. Не осталось ни людей, помнящих что-то о прежних временах, ни исторических книг, а интерес к подобным вещам для ныне живущих сродни преступлению.

Экзархи из Домов Страданий и Скорби говорят о том, что некогда люди жили на земле, которая после священного очищения стала новым домом Вещего. Людям запрещено пересекать границу чёрных облаков и спускаться ниже них — считается, что тогда священная земля будет осквернена, и бог будет разгневан этой наглостью. Момент очищения во всех текстах зовётся Исходом, а Энклав — Колыбелью.

Так как знания о прежней жизни безвозвратно утеряны, сложно строить предположения, но ясно то, что быт и технологии, которыми люди пользуются теперь, мало чем отличаются от того, чем они располагали там, внизу.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ГОРОДЕ

Энклав — не просто острова, парящие в небе. Хотя облака очень часто вносят в образ города некоторый сумбур и хаос, на деле его устройство имеет очень чёткую и элегантную структуру. Вся территория города, помимо сердцевины, состоит из трёх колец, а каждое кольцо — из отдельных частей-островков (далее — кварталов), соединяющихся между собой системой мостов и механических креплений. В середине всей этой конструкции находится сердце города — храм Вещего, также называемый Древом Боли.

Городские кольца технически не соединены между собой и парят в воздухе, как считается, одной божьей волей. Впрочем, в городе существует система креплений и намагниченных тросов, за которой следят механические стражи — эти механические тросы позволяют патрульным и курьерам быстро перемещаться из квартала в квартал. Использование тросов обычным горожанам запрещено из соображений их же безопасности.

Каждый квартал отнюдь не маленьких размеров: он может держать на себе несколько мануфактур с прилегающими территориями, крупный парк, несколько жилых районов. Кварталы регулярно перемещаются (меняют своё местоположение) — и не только в пределах своего кольца. Например, в один день квартал, в котором находятся разнообразные увеселительные заведения, может оказаться не рядом с парковым, а рядом с мануфактурой или зоной для земледелия. Разумеется, эти перемещения происходят по расписанию, с которым можно ознакомиться на стендах при транзитных остановках.

Транзитные остановки представлены в каждом квартале, здесь останавливаются ладьи — единственный легальный способ передвижения между кварталами и кольцами. На каждой остановке расположены стенды с расписанием ладей и перемещением кварталов.

Единственные кварталы, которые никогда не меняют своё расположение — сердцевина и кварталы внутреннего кольца: суд, мэрия, лесополоса, парк, Дом Страданий и Дом Скорби.

Энклав не стоит на одном месте: город очень медленно передвигается по маршруту, который неизвестен даже мэру и экзархам. За тем, чтобы город следовал ему, следят механические стражи — они же ответственны за перемещение кварталов по кольцам, присоединение креплений и тросов, а также за прочие технические (за исключением водоснабжения) вопросы, касающиеся самого существования Энклава. Кроме этого, механические стражи охраняют Древо Боли. Считается, что они подчиняются только Вещему, и препятствовать их работе строжайше воспрещается. Механические стражи наделены правом зайти в любой дом и никто не смеет их остановить. Никто так и не выяснил, можно ли вообще уничтожить механического стража.

Древо Боли — искусственное дерево из металла, высота которого превышает высоту любого здания в Энклаве. Текстура металлической коры отчасти гладкая, отчасти чешуйчатая, на ветвях вместо листьев — изогнутые длинные шипы. Древо будто бы по настроению меняется: в некоторые дни оно ярко отражает солнечные лучи, распространяя блики по всему городу, а в некоторые — словно становится матовым и поглощает падающий на него свет. Механические стражи, стерегущие Древо, подпускают к нему людей лишь раз в двадцать пять лет, когда Вещий забирает в свою обитель достойного.

Энклав перемещается на уровне облаков, поэтому очень часто жители кварталов оказываются заложниками плохой видимости даже в хорошую погоду. Тем не менее, обитель Вещего всегда можно разглядеть, опустив взгляд за край любого из кварталов: чёрный смог простирается на всё пространство взора и только горная гряда, на которую людям разрешено спускаться, пробивается к облакам из-под него. Иногда в поле зрения появляются и какие-то полуразрушенные остовы зданий, но путь Энклава пролегает настолько далеко от них, что ни разглядеть, ни исследовать их невозможно.

Список кварталов: четыре земледельческих квартала; два скотоводческих; парковый квартал; мэрия; лесополоса; Дом Скорби; Дом Страданий; суд; текстильный квартал; пищевой квартал; литейный квартал (оружие / детали / каркасы и пр.); ремесленный квартал (ювелирное дело / мебельные цеха и пр.); три жилых квартала (место жительства рабочих / свободных мастеров / служащих); три элитных квартала (места жительства аристократов); квартал переработки (место, где перерабатываются или сжигаются любые отходы), два квартала (элитный и для рабочих соответственно) развлечений.

Список кварталов может быть отредактирован и (или) дополнен.

ДОБЫЧА РЕСУРСОВ

В Энклаве существуют не только кварталы, в которых расположены жилые дома, мануфактуры, салуны и прочие заведения, но также и довольно обширные территории, предназначенные для выращивания пищи и скотоводства. С плодородной почвы Энклав получает пшеницу, рис, практически любые виды овощей и фруктов. Выращивается, пусть и в крайне ограниченных количествах, даже табак. Большие пространства для земледелия обеспечивают относительную доступность разнообразной пищи в обществе, хотя низшие классы чаще питаются консервами, чем свежими овощами и фруктами. Мясо в чистом виде почти никогда не попадает на стол к простым людям, зато на кухне у аристократии кроме упомянутых видов можно найти и свинину, и говядину, и крольчатину.

Работа, связанная с земледелием и скотоводством, считается почти такой же престижной, как работа с водоснабжением. Она хорошо оплачивается, хотя часто рабочие получают как минимум половину заработной платы в форме выращиваемых ими культур или (крайне редко) животных.

Добыча минералов в Энклаве — не постоянное явление. Только несколько раз в цикл рабочие спускаются на ладьях в горы и нагружают ладьи рудами, минералами и камнями, добытыми в пещерах. Из-за того, что драгоценные камни встречаются крайне редко, их ценность в Энклаве невероятно высока. Рабочий, нашедший месторождение таких камней, может рассчитывать на повышение, но если он утаит эту информацию и впоследствии у него будут найдены драгоценные камни, он прилюдно лишится обеих своих рук и работы. И, скорее всего, умрёт, побираясь на улицах города.

СИСТЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ

В Энклаве существует два подземных резервуара, а также система многоуровневой очистки воды. Вода из одного резервуара используется для полива растительных зон: земледельческие кварталы, парк, реже лесополоса. Этот резервуар наполняется очищенной дождевой водой и топлёным снегом, собираемым с горной гряды.

Вода из второго резервуара предназначена для жителей города. На каждую семью (за исключением аристократии, которая может использовать воду в любых количествах) определяется посуточный норматив, больше которого израсходовать воду не получится. За дополнительную воду нужно платить — и много. Вода из второго резервуара не восполняется извне: она используется, сливается в канализационные каналы и после — очищается механическими стражами для повторного использования.

Разумеется, ограниченность водных ресурсов делает особенно престижной работу, связанную с системой водоснабжения. За неё платят больше, чем за любую другую. Успешно выполненное задание гарантирует рабочему увеличение норматива хотя бы на какое-то время.

Пойманных на краже воды (во время работ и не только) подвергают немедленной смертной казни.

Такие работы предлагаются не на постоянной основе. Надобность в них возникает, если обнаруживается протечка или нужно заменить какие-то участки труб. Это значит, что ответственных для этой работы отбирают из числа рабочих на мануфактурах, что создаёт среди них нешуточную конкуренцию.

ЗАПРЕТНЫЕ КВАРТАЛЫ

Кроме обычных кварталов существуют и те, которые принято называть запретными. Посещать их жителям не рекомендуется: известно, что все смельчаки, которые пытались — не возвращались обратно.

Запретные кварталы всегда объяты облаками, из-за чего невозможно хоть что-нибудь разглядеть. Тем не менее, ладьи причаливают к ним тем же образом, как и к другим, и желающему ничего не стоит подобраться к запретному кварталу поближе. Тогда он сможет увидеть, что весь квартал окружен стеной из металлических терний, которую, в теории, можно преодолеть — по крайней мере говорят, что исчезнувшие перебрались за неё, а после о них ничего не слышали.

ТЕПЛО И ЭНЕРГИЯ

В Энклаве есть котельные, с помощью которых обогреваются дома и целые районы. Также город питает электричество — почти в каждом здании имеется свет, работают лифты. Им базовую инфраструктуру города снабжают механические стражи (пока не выяснено, каким именно способом), но что касается дополнительного электричества, которое необходимо аристократии или различным заведениям, то его добывают посредством установки ветряков.

ЗДАНИЯ

В Энклаве почти нет зданий выше шести этажей. Рабочие, служащие и те свободные мастера, которые не живут в своих мастерских, как правило, владеют квартирами в жилых кварталах (смотреть). Семьи аристократов в квартирах не ютятся — у каждой семьи есть свой собственный дом, а нередко и какая-то прилегающая к дому территория. Броская архитектура компенсируется отсутствием ярких цветов. Единственный, кто нарушает эти правила, это квартал развлечений (смотреть).