РЕЛИГИЯ |
Для жителей Энклава существует только один бог — Вещий. Может быть, когда-то существовали и другие, но эти знания утеряны и забыты, а Вещий всегда близко и всегда напоминает о себе.
Вещий — предмет множества споров среди художников и архитекторов. У него нет иного храма, кроме Древа Боли, но так как верующие не могут подходить к нему близко тогда, когда захотят, в каждом квартале выстроена небольшая часовня. Их особенность заключается в том, что в каждой такой часовне Вещий изображён различным способом: мужчиной, женщиной, бесформенным существом. Люди уже на протяжении трёхсот лет не могут определиться, как же именно его изображать. Многие говорят, что Вещий приходит к ним во снах, но для каждого он — не такой, как для другого.
У Вещего нет жрецов в обычном понимании этого слова. Представители его воли — Судьи, экзархи и механические стражи. Это порождает мнения, что помимо прочего больше всего Вещий покровительствует механике и порядку, хотя есть те, кто с удовольствием поспорил бы с этим.
Дом Вещего — земля под чёрными облаками, откуда люди в своё время были изгнаны. Он наблюдает оттуда за человеческими свершениями и раз в двадцать пять лет приходит, чтобы забрать достойного.
Достойный — это человек не старше сорока пяти лет, которого голосованием избирают экзархи и мэр. Список возможных достойных они намечают, когда забирают предыдущего, и следят за их достижениями на протяжении всей жизни. Достойный должен быть видным человеком или хорошим работником (хотя на практике рабочие ещё ни разу не были избраны); в его отношении не должно быть проведено ни одного расследования Судьями. Обычно в список попадают люди в возрасте от десяти до двадцати лет, в него входит пятнадцать, редко больше человек, но чем ближе к моменту встречи с Вещим, тем меньше их остаётся. Если список становится известен, это вполне может привести к резне. Участь достойного — самоё почётное из всего, что только можно вообразить. Чтобы быть признанным претендентом в число достойных, необходимо ответить на три вопроса. Первый — ты говоришь, что слышал его, тогда скажи, что есть его голос: острый меч, тихая песня или затянутая петля? Второй — видишь ли ты, через что пролегает его путь: витое искусство, открытая рана или святое бремя? Третий — а теперь скажи ему, кто ты: безликая тень, крепкий сон или потерянная душа? * для тех, кто хочет сделать своего персонажа достойным на стадии анкеты, администрация в личные сообщения вышлет информацию о правильных ответах. Разумеется, Вещий не является на встречу сам. Достойного подпускают к Древу Боли, и он спускается по ступеням в его нутро. Ушедший достойный уже не возвращается: считается, что ему позволяют вернуться на землю и жить в обители божества. |
Вера в Вещего строится на идее о том, что боль есть основа всего: боль учит детей определять опасность; без боли не бывает настоящей любви; без боли не достичь истины. «Боль есть доказательство жизни», утверждают экзархи. Однако, у веры в Вещего нет массивных религиозных текстов, заповедей и манускриптов. Она строится на двух постулатах, которые легли в основу создания Домов: «страдания — свет, освещающий путь роду человеческому»; «пусть скорбь об ушедших напомнит вам что вы сами всё ещё живы».
Дома Скорби и Страданий не только являются структурами власти, но несут в себе и религиозную миссию — их экзархи читают людям проповеди, к ним можно прийти за исповедью и советом, если у вас, конечно же, хватит сил дождаться своей очереди. Экзархи, согласно общественному мнению, ближе всех (не считая Судей) к Вещему, поэтому к их наставлениям прислушиваются.
Некоторые экзархи берут на себя роль этакой прослойки между низшими классами и аристократией, общаясь с первыми и успокаивая их в случае нужды.
Большинство рабочих и слуг воспринимают свою тяжёлую судьбу как близость к святости. Периодически появляются и фанатичные веяния среди представителей всех классов, что приводит к моде на чрезмерные физические и духовные истязания.
Негативные высказывания в отношении Вещего преследуются по закону, поэтому говорить что-то плохое о нём опасно даже в кругу близких друзей. Любой из них может оказаться соглядатаем или просто сдать вас в обмен на повышение.
Некоторые самоубийцы проявляют неслыханную наглость: случается, что какой-то верующий, желающий и расстаться с жизнью, и встретиться с Вещим, спрыгивает вниз. Судьбы таких неизвестны, но их семьи сполна расплачиваются за преступление. Аристократы теряют добрую половину имущества, а то и вовсе попадают в немилость экзархов; некоторых казнят или накладывают такие штрафы, что оплата их обернется для семьи нищетой.
ДОМА СТРАДАНИЙ И СКОРБИ |
Экзархи Дома Страданий всегда рады объяснить страждущим, что страдания есть то, что делает из них людей. В ведении Дома Страданий не только канцелярия, но также основанный первыми экзархами Дома сиротский приют, школы для рабочих и служащих (рабочие обычно не учатся дольше шести классов и начинают работать в раннем возрасте; служащие проходят через все девять и могут получить дополнительное образование в области, например, искусства или медицины), элитные пансионы для детей аристократов.
В ведении Дома Скорби (кроме упомянутой уже канцелярии) — мемориал (высокое здание, уходящее как в небо, так и под землю — там содержатся пустые могилы с табличками, туда приходят чтобы помянуть умерших) и госпиталь (в том числе и с отделением для душевнобольных).
Дома занимают целый квартал — каждый, а сами они представляют из себя массивные здания с прилегающими к ним ухоженными лужайками. Несмотря на то, что парадный вход ведёт в канцелярию, есть в Домах и множество других частей и корпусов, назначение которых для многих людей (и даже слуг) неведомо.
Экзархи живут в Домах и не имеют никакого имущества вне их территорий.